Сложность конструкции железнодорожного полотна приводит к тому, что имеется достаточно много нюансов и особенностей, которые требуется соблюдать, когда осуществляется строительство и ремонт железнодорожных путей.
Ж.д. путь испытывает значительные силовые нагрузки, и это неизбежно приводит к возникновению различного рода деформаций и отклонений от нормативных показателей, которые снижают уровень безопасности движения подвижного хозяйства. Эти силовые нагрузки двояки. С одной стороны это воздействие на путь движущегося подвижного состава и техногенные факторы, с другой – природно-климатические влияния.
В числе последних:
– атмосферные осадки;
– циклические (годовые и суточные) изменения температур;
– смена показателей влажности;
– паводковые воды;
– промораживание земляного полотна и балласта;
– сейсмичность и другие причины.
Что касается воздействий со стороны подвижного состава и техногенных факторов, то следует отметить, что значительные негативные последствия могут иметь:
– неудовлетворительное состояние вагонов, которое приводит, например, к попаданию в балластную призму частей сыпучих грузов;
– недостаточный профессиональный уровень проведения подъемочных ремонтов, а также выправки пути (к примеру, при использовании подбивочных механизмов циклического действия или электрошпалоподбоек).
В целом подобные нарушения и отклонения могут привести к:
– формированию грунтовых или балластных пучин (впадин, горбов, перепадов), искажающих положение колеи;
– увеличению жесткости пути в зимний период, которая в свою очередь становится источником значительных вертикальных нагрузок на рельсы и другие элементы железнодорожного полотна от колес поездов;
– возникновение излишне больших температурных сил в рельсовых нитях, а они в свою очередь могут приводить к утере устойчивости бесстыковой колеи (при высоких показателях температуры) и к разрыву стыков (при пониженных температурах);
– снижению несущей способности балластной призмы;
– ухудшению восприятия ж.д. полотном поездных воздействий.
Все это наглядно демонстрирует, насколько важно своевременно и в полном объеме производимое текущее содержание пути, на должном уровне осуществленные ремонтные работы, которые обеспечивают:
– соблюдение ресурса долговечности ж.д. полотна и безотказную его эксплуатацию в рамках этого ресурса;
– его ремонтопригодность;
– долговечность.
|