Мостовые краны – это разновидность погрузочно-разгрузочной подъёмно-транспортной техники. Они бывают однобалочными и двухбалочными, в зависимости от количества несущих ходовых балок. В случае наличия только одной балки такие машины называются однобалочными или ещё кран-балками (в голландском языке звучит как kraanbalk). Данные агрегаты используются во многих областях деятельности людей, как-то: в промышленности и производстве в цехах, в строительно-монтажных работах и в ремонте, для погрузки и разгрузки. Грузовые работы, производимые данными машинами, могут проходить под навесом на специальных эстакадах либо в замкнутом пространстве внутри зданий. В строение этих машин, помимо собственно балки, давшей им своё название, входит подвижная тележка, к которой фиксируется грузоподъёмный элемент. Обычно его роль исполняет тельфер, иначе называемый талью. Таким образом, таль осуществляет движение груза в вертикальном направлении, а тележка – движение всей конструкции по горизонтали, в чём ей помогают два крановых пути.
Сам подъёмный орган может иметь один из двух возможных приводных механизмов – либо ручной, либо электрический. Если тельфер приводится в движение физической силой рабочего, то он называется ручным, если же в основе принципа его работы – электричество, и в его строение входит электродвигатель, то и всё устройство называется электрическим. В зависимости от того, какая из этих двух разновидностей грузозахватного элемента используется в мостовом однобалочном кране, его самого относят либо к категории ручных машин, либо к категории электрических. Другая классификация рассматривает опорные и подвесные агрегаты – судя по тому, как фиксируется ходовая балка – опирается или подвешивается соответственно. В опорных механизмах в качестве опоры применяются несущие конструкции здания, а подвесные же крепятся к консолям снизу. Подвесные устройства способны охватить более обширную территорию, чем опорные механизмы, и, соответственно, более производительны, но также и более сложны, громоздки и неустойчивы. К другим важным показателям описываемых подъёмно-транспортных машин относятся их строительная высота, максимальный вес груза, который они способны поднять (показатель грузоподъёмности), длина пролёта моста. Чем выше значение последней из перечисленных характеристик, тем менее устойчив агрегат, поэтому машины с наиболее протяжённым пролётом обычно снабжают дополнительными конструкциями жёсткости.
Все разрабатываемые мостовые однобалочные механизмы (или, кран-балки, как их еще называют профессионалы) изготавливаются исключительно в фабричных условиях и проходят необходимые испытания на прочность и надёжность. В этом помогают особые тестовые стенды. Данная техника производится на заказ, и возможны исполнения с самым широким варьированием характеристик – согласно пожеланиям клиента. Так, например, существуют модели, рассчитанные на разные климатические, температурные и влажные режимы (в зависимости от ожидаемых условий эксплуатации устройства). Также эти агрегаты могут быть самых разных габаритов и, соответственно, иметь разную строительную высоту – стандартную, увеличенную или же уменьшенную. Помимо этого, данные машины имеют специальные исполнения, предназначенные к работе в неблагоприятных, тяжёлых условиях и с неудобными грузами. Примером тому могут служить модели взрывобезопасные (взи), химически защищённые, пожароустойчивые, устройства, занимающиеся перемещением веществ в порошкообразном или жидком виде (в том числе такие опасные субстанции как горячие расплавленные металлы). Несложное устройство кран-балок, лёгкость в работе, индивидуальный подход к пожеланиям покупателя – всё это способствует нынешней их популярности на рынке ПТО и эффективности в качестве грузоподъёмной техники.
|