Производство бензина
Как известно, бензин получают путем высокотемпературной переработки нефтяного сырья. Нефть в свою очередь представлена углеводородной смесью в различных соотношениях. Однако в ней присутствуют и побочные вещества (вода,азот,сера), которые удаляются в процессе переработки до стандартизированного значения. При перегонке нефти под атмосферным давлением из нее изначально выделяются более легкие фракции, а с повышением температуры - более тяжелые. Такой процесс называется ректификация.
Ректификация - процесс, который предназначен для разделения нефти на узкие фракции , которые различаются температурами кипения. В основе перегонки лежат законы Рауля и Дальтона. Таким образом, выделяют такие виды фракций :
- 120о С - бензиновая фракция;
- 120-180о С - керосиновая фракция;
- 180-350о С - дизельная фракция.
Однако, с развитием автоиндустрии прямая перегонка нефти (под атмосферным давлением) утратила свою целесообразность в виду необходимости более высокооктановых бензинов. Так же, прямая перегонка не могла обеспечить большой выход бензина ( не более 15 % от нефтяного сырья). В результате нашел свое применение иной процесс.
Крекинг - это крупнотонажный процесс для производства высокооктанового компонента бензина, в результате которого происходит деструктивное превращение фракций в моторное топливо. Это процесс вторичной переработки и он бывает двух видов : термический и каталитический. Сырьем процесса является фракция 350-560о С. К сырью выдвигаются следующие требования:
1) в нем должны отсутствовать фракции выкипающие до 220о С;
2) фракция, которая выкипает при температуре 240-350о С должна содержаться не более 10%;
3) Конец фракции 500-560о С ограничивается содержанием смоленисто-асфальтеновых веществ и металлов, которые способствуют отравлению катализатора. Также для увеличения выхода полезных веществ из нефти и повышения повышения качества бензина применябтся такие процессы, как висбрекинг, риформинг, полимеризация и многие другие. Увеличение выхода полезных веществ из нефти и повышения повышения качества бензина применяются такие процессы, как висбрекинг, риформинг, полимеризация и многие другие.
Топливо для самолетов
Авиационное топливо - это углеводородное вещество, которое вводится вместе с воздухом в камеру сгорания двигателя, в результате чего выделяется энергия. Оно бывает двух видов : 1) авиационный бензин; 2) реактивное горючее.
Топливо для самолетов - смесь горючих материалов, применяются в поршневых двигателях внутреннего сгорания с воспламенением от искры. Производится он путем прямой перегонки нефти с последующим каталитическим крекингом или риформингом. Также возможно добавление присадок с целью улучшения качественных показателей.
Реактивное топливо - углеводородная смесь, которая выделяется при атмосферной перегонке нефти в интервале 180-250о С. Содержание серы в нем строго регламентировано, и может вызвать посторонние отложения в двигателе, что приведет к преждевременному выходу из строя.
|