Устанавливаемые на автомобили БМВ трансмиссии имеют заметные различия в конструкции, и из-за этих особенностей диагностика и ремонт каждой из них отличается своей спецификой. Четырехступенчатая коробка передач ZF 4HP22 (-EH) является очень надежной и простой. Выпускались два вида этих коробок – с электронным управлением и центробежным регулятором. Слабым местом этих агрегатов являются фрикционы сцепления. Еще одна четырехступенчатая коробка-автомат – ZF 4HP22 (-А) является усиленной версией предыдущей. Она рассчитана на более высокую мощность двигателя. Ее основным недостатком является проблемная четвертая передача.
Пятиступенчатая трансмиссия ZF 5HP18 считается одной из самых надежных коробок, устанавливаемых на автомобили БМВ. Ремонт АКПП этой версии – довольно редкое явление, да и то, как минимум через десять лет эксплуатации. Имеется лишь одна небольшая проблема с каналом масла, которая со временем приводит к падению давления в пакете фрикционов, что выводит его из строя.
Модель ZF 5HP19 (-FL,-FLA) на сегодняшний день является наиболее распространенной, причем, на первом месте она и по количеству неисправностей. Одна из них – это обрыв корпуса сцеплений, что проявляется в виде пропадания задней передачи. Еще одной проблемой является поломка муфты свободного хода сцепления, которая проявляется в невозможности тронуться с места, если рычаг селектора установлен в положение D. Кроме этого, есть еще ряд недоработок, которые приводят к неправильной работе автоматической коробки передач и выходу ее из строя.
Пятиступенчатая коробка-автомат ZF 5HP24 (-A) устанавливается на многие модели БМВ, а также на другие марки автомобилей. Основной проблемой этой коробки является пропадание передачи заднего хода, что происходит из-за деформации поршня сцепления. Нередко на машинах, выпущенных до 2001 года, разрушается корпус сцепления переднего хода, и для того, чтобы автомобиль поехал вперед, необходимо сильно нажать на акселератор. С 2000 года конструкция этой коробки не раз изменялась, однако решить проблему полностью не удалось. Кроме того, у этой трансмиссии весьма слабый гидротрансформатор – его максимальный ресурс составляет сто тридцать-сто пятьдесят тысяч километров. Недоработан и гидравлический блок управления – постепенно при остановке машины начинается удар, правда, этот недостаток легко устраняется.
У ZF 5HP30 – пятиступенчатой коробки передач, основной проблемой является пропадание передачи заднего хода. Происходит это по нескольким причинам. Первая из них – это обрыв корпуса сцепления задней передачи, а вторая связана с гидроблоком, в котором изнашивается пластиковый шарик – в результате он проваливается в отверстие, которое должен закрывать. А в целом, это очень надежный агрегат, используемый на многих моделях БМВ, ремонт АКПП этой серии встречается сравнительно нечасто.
Шестиступенчатая автоматическая коробка передач ZF 6HP19 (-A) стала первой АКПП, диапазон преобразования которой превысил шесть. В этом агрегате использован совершенно новый способ управления коробкой – от обратного. Внутри трансмиссии расположен электронный блок управления, который по данным, получаемым с датчиков частоты вращения выходного и входного вала, вычисляет время подачи масла на фрикционы для плавной работы коробки-автомата, а также нужное давление масла для работы фрикционов без пробуксовки. То есть, во время первой поездки машины блок управления «самообучается», а затем, в ходе эксплуатации машины управление постоянно корректируется в зависимости от нагрузки на автоматическую коробку передач и состояния пакета фрикционов.
Переключение передач сделано таким образом, что пока одно сцепление плавно размыкается, второе так же плавно замыкается. В целях экономии топлива и снижения токсичности выбросов в этой модификации автоматической коробки передач использован масляный насос меньшей производительности, а ряд электромагнитных регуляторов давления работает на запирание, а не на сброс, что снижает потери масла во время работы гидравлического блока. Чаще всего неисправности этой коробки связаны с регуляторами давления блока и электромагнитными клапанами.
Еще одна самообучающаяся шестиступенчатая коробка передач ZF 6HP26/32 (-A,-X) устанавливается на более мощные автомобили БМВ. Ремонт АКПП по этой причине, в основном, связан с неполадками в гидротрансформаторе, в частности, ради экономии топлива блокировка практически постоянно пробуксовывает. Кроме того, в этих АКПП нередко встречается течь уплотнений масляного насоса. Проблемы с гидротрансформатором проявляются в виде небольших подергиваний машины и стрелки тахометра на скорости 50-70 километров в час.
|