Отдавая себе отчет в важности железнодорожных мостов для современной сферы ж.д. перевозок в целом, приходится констатировать, что уровень требований к ним в последние десятилетия еще больше повышается. Это вполне логично и обосновано, поскольку связано с объективными процессами, одним из которых является, к примеру, повышение грузоподъемности подвижного состава.
Когда организовывается строительство железнодорожных мостов, основополагающими факторами при их проектировании служат:
– ширина преграды, которую необходимо преодолеть посредством мостовой конструкции;
– нормативами массы поездов, которые курсируют на данном участке ж.д. пути;
– характеристиками уровня колебания воды если это сооружение проходит через реку.
На основании этих характеристик создана классификация мостовых конструкций, которая дает возможность в определенной степени оптимизировать процессы их возведения, а также текущее обслуживание и ремонт. Она подразумевает деление мостов:
– по длине;
– по количеству пролетов;
– по материалам, использованным для их строительства;
– по количеству главных путей;
– по способу передачи на опоры давления со стороны конструкции.
По длине такие сооружения подразделяются на:
– малые, протяженность которых менее 25 м;
– средние, имеющие длину от 25 м до 100 м;
– большие, чья протяженность достигает 100–500 м;
– внеклассные, превышающие 500 м.
Количество пролетов у них обычно проектируется равным одному, двум или трем.
Что касается материалов, используемых для создания мостов, то наилучшим по надежности и другим параметрам на сегодняшний день является железобетон. Он не жароопасен как, например, древесина и не подвержен коррозии, что характерно для металла.
По количеству главных путей железнодорожные мостовые конструкции бывают:
– однопутными;
– двухпутными;
–многопутными.
Способ же передачи давление на мостовые опоры обеспечивает градацию мостовых сооружений на:
– балочные;
– рамные;
– арочные;
– вантовые;
– висячие;
– комбинированные.
Ж.д. мост в совокупности с подходами, руслом реки, проходящим под мостом, а также укрепительными и регуляционными сооружениями составляет так называемый мостовый переход. Береговые опоры этой конструкции носят название «устои», а промежуточные – «быки». На пролеты (если таковых несколько) конструкция разделяется опорами, состоящими из фундамента и тела. Такие опоры могут быть сборными либо монолитными.
|