Известно, что длительное или интенсивное использование железнодорожного полотна приводит к возникновению дефектов на рельсовых плетях. Особенно это касается участков, на которых уложены старогодние рельсы.
Дефекты могут возникать как на прямолинейных, так и на криволинейных участках железнодорожного пути. Наиболее подвержены им:
– внутренние рельсовые нити на закруглениях полотна, радиус которого не превышает 700 м;
– железнодорожные пути на мостах;
– участки ускорения и торможения подвижного состава;
– участки, расположенные непосредственно после стрелочных переводов, а также путепроводов.
Кроме того, критическими считаются места:
– схождения фрагментов ж.д. линий с различной упругостью;
– после изолированных недоброкачественных стыков.
Возникновение дефектов происходит примерно так:
– поперечное сечение рельсовой плети после длительной эксплуатации несколько сплющивается; происходит сминание головки рельса в боковом направлении;
– в месте, где «встречаются» направляющая и ходовая поверхности, возникают заусеницы; их размеры могут разными, в некоторых случаях они достигают 2–3 мм;
– фрагменты смявшегося металла откалываются.
Образовавшаяся таким образом поверхность излома неправильной формы нередко и служит источником поломки рельсовых плетей. Кроме этого:
– нередки случаи, когда на поверхности рельса появляется складка, сформировавшаяся со стороны оси полотна, которая уменьшает размер ширина колеи;
– длительная эксплуатация рельса способствует его затвердению.
Весь названный комплекс причин в итоге приводит к повышению риска выхода из строя отельных участков ж.д. полотна.
Впрочем, если своевременно избавляться от затвердевших участков, возникших складок и неровностей неправильной формы на поверхности рельсовой плети, то железнодорожный путь может использоваться без проблем и при достаточном уровне безопасности.
Избавляться же от возникших дефектов помогает шлифовка рельсов.
Шлифовка может производиться:
– с целью профилактики, что, кстати, считается более оправданным с экономической точки зрения по сравнению с устранением уже появившихся дефектов;
– для устранения дефектов местного характера;
– для новых рельсовых нитей с целью очистки их от прокатной окалины и следов незначительной поверхностной деформации;
– для обеспечения требуемых показателей чистоты рельсовых плетей;
– для снижения шумового загрязнения, когда использование шумозащитных стен не представляется возможным.
|